Блог мнений
апреля
30
Изгнание иезуитов из России Петром I.
 
                 В этом году исполняется триста лет с момента изгнания иезуитов
       Петром I.
                 Вот как характеризовал этот могущественный орден И.С. Аксаков
       («День» (1865, №№ 45-52).), видя, что «фальшивый либерализм вместе
       с фальшивою гуманностью» был тогда «в особенном ходу», он выступил
       с предупредительной передовой статьёй, смысл которой сводился к
       тому, что: «Впустить в Россию орден иезуитов, это всё равно, что
       впустить в неё заведомо и сознательно шайку шулеров, воров и тому
       подобных художников, и даже не всё равно, а во сто раз хуже».
                 И это было не первое выдворение, причиной которого было все
       тоже – расслоение общества - одно отношение к богатым, другое – к
       беднякам, что вело к ослаблению влияния России на политику
       тогдашней Европы.
                 Достаточно содержательно история отношений иезуитов и России
       охарактеризованы Юрием Федоровичем Самариным (1819-1876).
                 Начало отношений иезуитов с Россией относится ко времени
       правления Ивана Грозного и связано с именем Антония Поссевина. Царю
       понадобился дипломат для переговоров с польским королем, чтобы
       склонить Польшу к миру. Опуская все перипетии происходящих
       переговоров, можно видеть сколь болезненны они оказались для
       России. Переговорщик выторговал Польше всю Ливонию. Однако,
       обратить московского царя в латинскую веру не удалось. Зато «вся
       последующая история введения унии, а затем перечисления униатов в
       латинство, с мерами, придуманными для отторжения высших сословий от
       народной массы, с целою специальною литературою, систематически
       извращавшею понятия о Церкви, с нарочно подделанными изданиями
       богослужебных книг, с разнообразными варварскими преследованиями,
       которым подвергались епископы, священники и простой народ,
       остававшиеся верными православию, - все это содержалось как бы в
       зерне в инструкции Поссевина. Она приводилась в исполнение строго
       последовательно в продолжение целых двух веков». Второй приход
       ордена в Москву произошел в период Самозванца. Орден поддерживал
       все течения, направленные на ослабление России, истребление веры,
       носителей веры, уничтожение простого народа. Освобождение Москвы от
       польских захватчиков, шведских, датских и более близких наемников
       привели к первому изгнанию иезуитов из России.
                 Второй раз орден был изгнан из России патриаром Иоакимом, который «обратил внимание царей Иоанна и Петра
       Алексеевичей на рассадник непрошеных учителей, и в 1688 году вся иезуитская колония выпровожена была на счет
       казны за литовский рубеж». Не помогли ни покровительством князя Василия Васильевича Голицына, ни образовательные
       учреждения, в которых готовились кадры из детей родовитой знати.
                 Третье возрождение влияния ордена на «знатные русские фамилии» произошло во время царствования Петра I.
       Деятельность ордена ничем не отличалась от двух предыдущих попыток, и конечно, царю было известно о ее
       результатах. Пока между венским и петербургским дворами были взаимно интересные отношения, Петр терпел, но после
       бегства царевича Алексея, немедленно вышел указ, 1719 года, о высылке за границу всех проживавших в Москве
       иезуитов.
                 Но это был еще не конец взаимоотношений посланников западных государств с первыми лицами России. И, не
       только иезуиты пробовали свои силы в «бескорыстной помощи России», были и другие …
                 Да и в сегодняшней России тема тех времен звучит актуально, сменились времена и действующие лица, но по
       прежнему «наставнички» жаждут прежнего – подчинения России, разрушения ее традиций, подмену ценностей …
 

Опубликовано 11 01 2019 в рубрике Россия сто, двести, триста лет назад

Комментарии

Добавить комментарий

Последние статьи

Вверх Вниз